Тренинги, семинары по психологии

  
  
  

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ.  ЭРИК БЁРН.

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ПРОЯВЛЕНИЕ

В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

Структуры личности

Функции,

Проявления

Описание физических признаков

Слова и выражения

РОДИТЕЛЬ

Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. Контролирующий родитель:

Личный опыт, автоматизмы, установки.

Заботливый родитель: Забота о себе и других.

Отстаивание своих границ; Указывание другим на нарушение общечеловеческих правил; В стрессовых ситуациях; Когда «надо» и «должен»; Защита ото лжи. Видит положительные изменения и хвалит за это; Разбирается в собственных потребностях. Подготавливает к среде, предупреждает безопасность.

Нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топанье ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове, оставление ноги в сторону, закидывание ноги на ногу, тело наклонено.

СЛОВА-ОЦЕНКА: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо.

ВЫРАЖЕНИЯ: Я требую положить этому конец раз и навсегда, Ни в коем случае…; Запомни на всю жизнь…; (вообще, "навсегда" и "никогда" — это в большинстве случаев слова Родителя, закрывающие каналы восприятия новой информации); Сколько раз я тебе говорил?; Я бы на твоем месте…

ВЗРОСЛЫЙ

Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком.

Умение отстаивать собственное мнение, организовывать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Поведение по принципу «здесь и теперь». Склонность к эксперименту, способность обрабатывать внешнюю информацию, принимать решения и вести переговоры. Разрешение противоречий и внутренних конфликтов.

Поза – прямая, подвижная, руки без скрещиваний, подвижны, пальцы играют или собираются в фигуру домиком, моргание каждые 3–5 секунд, лицо обращено прямо вперед. Отсутствующее выражение лица не есть лицо Взрослого.

 

 

СЛОВА выступают проявлениями процесса обработки информации: почему, что, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, верно/неверно, вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.п.

ВЫРАЖЕНИЯ: "по моему мнению", "Я вижу, слышу, осознаю".

 

 

ДИТЯ

Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям.

Знает точно, чего хочет, так как любая потребность проявляет себя как напряжение.

Умеет найти интересное во всем, что его окружает, и в самом себе.

Способы поведения, использованные в детстве для адаптации к условиям среды. Свободное поведение в соответствии с собственными желаниями;

Проявление эмоций.

Находит новые нестандартные решения задач;

Проявляет интерес к жизни;

Превращает рутину в увлекательное занятие.

Физические признаки: слезы, дрожание губ, вспыльчивость, раздражительность, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, восхищение и восторг, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзание, хихиканье.

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ:

множество слов характеризуют проявление Дитя (наряду с тем, что таковыми выступают любые слова, произносимые в "сюсюкающей" манере): хочу; желаю; это не я (сделал); не мое дело; кажется; когда я стану старше; больше; больше всего; лучше; лучше всех (многие слова в превосходной степени происходят из проигрывания эпизодов детской игры "У меня лучше, чем у тебя").