Тренинги, семинары по психологии

  
  
  

ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ В ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ
В ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ

 

 

Рассматриваются в сопоставлении концепции А.Адлера и Э.Берна. Предлагается алгоритм для исследования ранних детских воспоминаний в трансактном анализе. Дается описание использования алгоритма в работе с клиентом.

 

Ключевые слова: жизненный стиль, сценарий, схема апперцепции, жизненные позиции, типы личности, простейшие жизненные позиции, эгоистический и социальный интересы, комплексы превосходства и неполноценности.

 

Профессиональная компетентность психолога предполагает знание теорий, моделей и алгоритмов работы. Такая форма теоретических знаний помогает психологу-практику понять психическую реальность клиента, спроектировать вместе с ним ее изменения. Для психолога это обобщенная ориентировка в многообразном психологическом знании. Но ему приходится сопоставлять, соединять разные подходы и теории, чтобы понять, объяснить, интерпретировать какое-то явление. Цель предлагаемой работы – показать, как можно, сопоставив различные теории, использовать алгоритм, созданный в рамках одной концепции, в работе практического психолога для понимания психической реальности клиента и проектирования ее изменений, применяя другую концепцию.

 

Одной из наиболее популярных концепций, используемых практическими психологами в работе с клиентами, является теория Э. Берна. Она вобрала в себя идеи и понятия психодинамического и бихевиорального подходов, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, программирующих взаимодействие личности с собой и другими людьми. По мнению Э. Берна, «большинство людей…подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют… месяцы, годы или даже всю свою жизнь… Сценарии обычно основываются на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей жизни» [2, с. 172]. Поэтому одна из важнейших процедур в трансактном анализе - сценарный анализ (скрипт-анализ). Он предполагает осознание своего жизненного сценария и при необходимости принятие новых решений, относящихся к построению жизни. Сущность работы психолога с использованием сценарного анализа заключается в том, чтобы помочь человеку в освобождении от выполнения неадаптивных и неэффективных программ поведения, в  его становлении независимым, спонтанным, способным к полноценным близким отношениям. Конечная цель – достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие клиентом ответственности за свои поступки и чувства.

 

 

Содержание сценария каждого человека  уникально. Однако  все многообразие сценариев по содержанию можно разделить на группы: победителя, побежденного и не-победителя. (Эта классификация относительна, так как большинство людей живут по смешанным сценариям.) Жизненный сценарий тесно связан с экзистенциальной позицией. Простейшие жизненные позиции или убеждения – двусторонние.


 

 

«Я - хороший, Ты - хороший»

 (Я «+», Ты «+»)

 

 

 

 «Я - хороший, Ты - плохой»

 (Я «+», Ты «-»)

 

«Я - плохой, Ты – хороший»

(Я «-», Ты «+»)

 

 

 

«Я – плохой, ты – плохой»

 (Я «-», Ты «-») 

 

 

 

 

«Сценарий предполагает:

1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную «включенность» в какой-то особенный  метод, несущий успех или неудачу; 5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность» [2, с.175].

 

В осуществлении сценарного анализа очень важным  является определение когнитивных схем, программирующих  поведение человека и особенности его взаимодействия с миром, собой и другими людьми. Эти схемы основываются на ранних детских решениях и убеждениях, которые реализуются каким-либо методом,  чаще всего  также выбранным в раннем детстве. Выявив их, можно сделать заключение и о содержании когнитивных схем. Но в трансактном анализе нет четких алгоритмов для их описания[4, с.115, с.167].

 

Для этих целей мы предлагаем использовать анализ ранних детских воспоминаний, предложенный и обоснованный А. Адлером, так как многие положения его индивидуальной психологии  имеют аналоги в теории Э. Берна: «жизненный стиль» – «сценарий», «схема апперцепции» – «жизненные позиции», «типы личности» - «простейшие жизненные позиции» и т.п. У А.Адлера и его последователей можно найти алгоритмы для анализа ранних детских воспоминаний [7, с.43, 9, с.242]. Но данные алгоритмы сложны в работы с клиентом. Мы используем алгоритмы и схемы, которые предлагаем ниже[8, с.20].

 

По мнению А.Адлера, главная роль в развитии личности принадлежит потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств (она же «воля к власти»; мотив-стремление к превосходству и совершенству: в конструктивном и здоровом направлении – стремление к росту, невротическом - борьба за личное превосходство). Основное препятствие и движущая сила (и следствие фрустрации потребности в преодолении) –  чувство неполноценности (в немецком варианте – недостаточности), возникающее в раннем детстве в конфликте с требованиями мира взрослых. Проявляется в ощущении собственного психологического или социального бессилия (Я «-» у Э.Берна). Из него легко может развиться комплекс неполноценности (КН – чувство собственной неполноценности, неуместности и неспособности по сравнению с другими людьми) как результат органической неполноценности, избалованности, отверженности, порядка рождения, принадлежности к полу или национальности, авторитарности или жестокости, социально-экономического положения семьи. Умеренное чувство неполноценности побуждает к конструктивным усилиям и достижениям, так как действует компенсация (усилия, направленные на развитие возможностей). При сверхкомпенсации (с помощью сильно развитого эгоистического интереса) КН перерастает в комплекс превосходства (КП) – тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности  (Они «-» в теории Э.Берна).

К движущим силам развития личности, участвующим в компенсации  чувства неполноценности, А.Адлер также относит  эгоистический интерес (чувство собственной значимости - желание быть способным на что-то, быть кем-нибудь) и социальный интерес (чувство общности, сопринадлежности – готовность к сопереживанию, взаимопониманию, кооперации, сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей). В теории Э. Берна они соответствуют позициям  Я «+»,  ТЫ «+», ОНИ «+».

Преодолевая чувство неполноценности, в процессе социальной адаптации под влиянием личного опыта человек формирует жизненные цели (обеспечивают направление и задачи деятельности, способствуют развитию определенных черт характера – грани целевой ориентации). Фиктивные цели формируются с помощью вымысла (решение в детском возрасте - у Э.Берна). Для следования им вырабатывается жизненный стиль (к 5 годам) – уникальный способ, неповторимое единство, характеризующее устойчивые тенденции поведения (особенный метод, несущий успех или неудачу, - в теории Э.Берна). Он предопределяет все дальнейшее развитие личности. С его помощью решаются основные жизненные задачи (работа, дружба, любовь). Часть жизненного стиля – схема апперцепции (субъективное представление о себе и мире, которое соответствует убеждающей установке и жизненной  позиции в теории Э.Берна), определяющая поведение. Она обладает способностью самоподтверждения и самоусиливания.

При разном сочетании активности и социального интереса формируются типы личности: социально-полезный, избегающий, берущий, управляющий.

 

 

 

 

Управляющий тип. Цель – достижение превосходства. Характеризуется активной позицией по отношению к внешнему миру, считает, что тот дан для извлечения из него максимальной выгоды с наименьшими затратами (причем немедленно). Активный, напористый, деятельный, самоуверенный. Характерна установка превосходства  над внешним миром и другими людьми. Основные жизненные задачи (работа, дружба, любовь) решает во враждебной, антисоциальной манере (слабый социальный интерес). Управляющему типу соответствует позиция Я «+» Ты «-» в теории Э.Берна.

Берущий тип. Цель – использование других. Малоактивный, с социальной установкой: «бери от жизни и других людей все, что дается легко, без труда» (паразитическая установка по отношению к внешнему миру). Низкая степень активности  не дает возможности причинить прямой вред и страдания другим. Берущему типу соответствует позиция Я «-» Ты «+» по Э.Берну.

Избегающий тип. Цель – самоизоляция. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения собственных проблем. Характерны опасение и избегание неудач, принятия решений и разрешения проблем («плыть по течению»).  Бегство от решения жизненных задач. Жизнь характеризуется социально бесполезным поведением. Избегающему типу соответствует позиция Я  «-» Ты «-» по Э.Берну, означающая безнадежность.

Социально-полезный тип. Воплощение зрелости. Соединяет высокие уровни социального интереса и активности. Осознает необходимость для решения жизненных задач сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в  «мирное сосуществование», позитивное построение своего счастья в окружении счастливых людей. Решает свои проблемы, трезво глядя фактам в лицо, сознавая свою компетентность, место в жизни и обществе. Социально-полезному типу соответствует позиция Я «+» Ты «+» по Э.Берну, означающая успех.

Алгоритм анализа с помощью теории А.Адлера предполагает выявление

1.      Уровня активности (запас энергии). Определяется по особенностям поведения.

2.      Чувства неполноценности, его проявления (см. выше).

3.      Эгоистического интереса, уровень его развития.

4.      Социального интереса, уровень его развития.

5.      Способа компенсации.

6.      Комплексов (есть или нет).

7.      Типа личности (в работе, дружбе, любви).

8.      Целей, жизненного стиля (при решении основных жизненных задач).

9.      Схемы апперцепции (когнитивных допущений, схем, частной логики по отношению к миру, людям, себе).

Ниже мы приводим пример анализа  серии ранних детских воспоминаний, который осуществлялся совместно с клиентом с целью определения когнитивной схемы.

Испытуемая И.Р., 38 лет. Кандидат биологических наук. Разведена. Сыну 12 лет. Живет с матерью.  К психологу обратилась с целью разрешить проблемы одиночества, непонимания в семье и конфликтов на работе («женский коллектив»).

Первая серия воспоминаний связана с работой.

Воспоминание 1. Мне 3 года. Просыпаюсь. В комнате темно, сквозь ставни пробиваются яркие «ручейки» света. В них кружатся пылинки-звездочки. Они плавают и сверкают. Я наблюдаю за ними. Дыхание перехватывает от восторга.

Воспоминание 2. Мне 4 года. Я одна в комнате. Собираю деревянную пирамидку. Колечки тяжелые, приятные на ощупь, гладкие и яркие: красное, желтое, зеленое, фиолетовое. Макушка в виде петушиной головки. Колечки можно нанизывать в любом порядке. Я экспериментирую. Занимаюсь этим с упоением и восторгом. Особенно нравится зеленое и фиолетовое колечки.

Воспоминание 3. Мне 5 лет. Лето. Во дворе (частный дом) стоят ящики и ванна, полные грибов. Я с огромным удовольствием их разгребаю и рассматриваю.

Анализ по вышеприведенному алгоритму

Алгоритм

Воспоминание 1

Воспоминание 2

Воспоминание 3

1. Уровень активности

средне-низкий (наблюдение, взаимодействие отсутствует)

средне-высокий  (взаимодействие, преобразование предметов)

средне-высокий

 

2. Чувство неполноценности

выражено слабо

выражено на средне-низком уровне (одиночество)

средне-низкий

3. Эгоистический интерес

 проявляется на среднем уровне (внимание сконцентрировано на объектах внешнего мира и собственных переживаниях), в теории Э.Берна – Я «+»

 проявляется на среднем уровне (концентрация внимания на объектах внешнего мира и собственных переживаниях), Я «+»

средний

 

4. Социальный интерес

 отсутствует (в воспоминании не указаны другие люди), у Э.Берна – Они «?»

 отсутствует (нет других людей), Они «?»

 

 отсутствует

 

5. Компенсация

 за счет эгоистического интереса. Я «+»

 за счет эгоистического интереса. Я «+»

 за счет эгоистического интереса, Я «+»

6. Комплексы

КП выражен слабо

КП (по отношению к предметам)

КП

7. Тип личности

управляющий  (при решении жизненных задач в работе), Я «+», Они «?»

 управляющий (в работе – достижение превосходства), Я «+», Они «?»

  управляющий

 

8. Цели, жизненный стиль

В работе основная цель – использование других с наименьшими затратами со своей стороны, без особого труда. Основной стиль - наблюдение.

В работе основная цель – достижение превосходства, максимальной выгоды (упоение и восторг) с наименьшими затратами. Основной стиль – экспериментирование, манипуляция с предметами.

Основная цель в работе - достижение превосходства, максимальной выгоды (огромное удовольствие) с небольшими затратами. Основной стиль – разгребание и рассматривание.

9. Схема апперцепции.

«Мир контрастный – одновременно темный и яркий. Он захватывает, вызывая восторг. Я – наблюдатель. В этом мире нет места другим людям. Я их не вижу и не знаю».

 «Мир ограничен небольшим пространством. В нем есть яркие предметы, которыми я могу манипулировать, получая от этого удовольствие. Я – экспериментатор. В этом мире нет места другим людям. Я их не вижу и не знаю».

 «Мир не очень большой. В нем есть незнакомые предметы. Мне доставляет удовольствие изучать их. В этом мире нет места другим людям. Я их не вижу и не знаю».

 

 

Первые три воспоминания связаны с решением одной жизненной задачи – работой. Испытуемой задача не рассматривается как социальная (отсутствие людей). Уже к 5 годам выбрана область работы (наука, биология) и стиль достижения основной цели – достижения превосходства (рассматривание, экспериментирование). Испытуемой нравится  работа, но не складываются ее отношения с коллегами (т.к. в воспоминании не присутствуют люди, можно говорить об отсутствии социального интереса и умения сотрудничать). 

Следующая серия воспоминаний связана с двумя другими жизненными задачами – дружбой и любовью.

Воспоминание 4.

Мне 4 года. Всей семьей гуляем в роще. Мимо проезжали милиционеры на лошадях. Один из них посадил меня впереди себя и покатал. А младший брат остался внизу.

Воспоминание 5. Мне 5 лет. Бабушка варит варенье. Мы с младшим братом сидим  на крыльце и едим хлеб с пенкой. Брата укусила оса. Нижняя губа распухла. Брат плачет, я не знаю, что делать.

Воспоминание 6. Мне 4 или 5 лет. С мамой проходим  мимо дома Вики. Я прошусь к подружке. Мама отвечает, что ее нет, умерла. Я знаю, что это такое, т.к. помню, как умер наш огромный рыжий кот. Вижу беседку, в которой мы играли, качели.

Воспоминание 7.

Мне 6 лет. Мы переехали в новый дом. С ребятишками бегаем, играем. Я села на раскаленную электроплитку. Все смеются. Ужасно больно и стыдно. Мама чем-то обрабатывает рану.

Анализ по вышеприведенному алгоритму

Алгоритм

Воспоминание 4

Воспоминание 5

Воспоминание 6

Воспоминание 7

1. Активности

средне-низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

2. Чувство недостаточности

средне-высокий (я маленькая, мной  можно манипулировать), Я «-»

высокий (не знаю, что делать), Я «-»

высокий (растерянность при столкновении со смертью), Я «-»

высокий, Я «-»

3. Эгоистический интерес

 средне-высокий (брат внизу, меня катают), Я «+»

средне-высокий (брат беспомощнее, чем я). Ты «-», по сравнению с тобой Я «+»

средне-низкий (смерть мешает удовлетворению моих желаний, я беспомощна перед ней), Я «-»

средне-низкий, Я «-»

4. Социальный интерес

средне-низкий (люди присутствуют, но нет сотрудничества с ними), Ты «-», Они «+»

средне-низкий (люди присутствуют, но я не знаю, что делать), Они «-»

средне-низкий (люди беспомощны перед смертью, даже мама ничего не может изменить, она меня не понимает), Ты «-»

средний  (взаимодействие с детьми в игре), Ты «+», Они «-»

5. Способ компенсации

за счет эгоистического интереса

компенсация (частичная) за счет эгоистического интереса

компенсации нет

за счет социального интереса (обращение за помощью)

6. Комплексы

КП

 КН и КП

 КН

 КН.

7. Тип личности

берущий (при решении жизненных задач в дружбе и любви), берет от жизни и людей то, что дается легко, без труда, Я «-», Ты «-», Они «+»

избегающий (при решении задач в дружбе и любви). Опасается и избегает неудач в принятии решения, разрешении проблемы, поведение социально бесполезное, Я «-», Ты «-»

избегающий (в дружбе и любви), Я «-», Ты «-»

берущий, берет от людей то, что дается без труда, Я «-», Ты «+», Они «-»

8. Цели, жизненный стиль

Цель в дружбе и любви – использование других. Стиль – «покататься».

Цель в дружбе и любви – самоизоляция. Стиль – бегство от решения жизненных задач (не знаю, что делать).

Цель в дружбе и любви – самоизоляция. Стиль – бегство от сотрудничества (рассматривание беседки, качелей).

Цель в дружбе и любви – использование других. Стиль – игра, самотравмирование (болезнь), обращение за помощью к близким.

9. Схема апперцепции.

«Мир большой и интересный. В нем есть люди. Свои – неинтересны. Чужие (мужчины) дают возможность «покататься». Свои (мужчины) «ниже» меня».

«Мир может быть опасным. Другие (мужчины) при взаимодействии с ним терпят поражение. Я не знаю, как им помочь. Лучше быть осторожной».

 

«Мир большой и таящий в себе угрозу смерти. Мама беспомощна передней также как я. Подруга может исчезнуть из моей жизни, как однажды исчез кот. Лучше изучать мир, чем дружить».

«Новое в мире таит опасность, т.к. может причинить боль. Игра с другими может травмировать. Другие насмешливы жестоки, не понимают меня. Мама обращает на меня внимание, если мне больно и оказывает помощь».

 

Последние четыре воспоминания связаны с решением жизненных задач в дружбе и любви. Уже к 6-ти годам сформировались убеждения и модели поведения в отношениях с теми, кто считается близкими и чужими. Слабо развитый социальный интерес привел к отсутствию сотрудничества в социальных контактах. Мама используется для разрешения проблем, с которыми испытуемая сама справиться не в состоянии. С мужчинами  отношения  «на равных» строит до тех пор, пока нет близких отношений, которые быстро разрывает (на близких мужчин смотрит «свысока»). Подруг нет, так как боится их потерять. С коллегами холодна и высокомерна, поскольку ожидает с их стороны подвоха и насмешек.

На основе проведенного анализа составляется суммарная схема апперцепции («убеждающая установка» по Э.Берну):

 «Когда мир не очень большой, я нахожу в нем яркие и интересные предметы, которые с удовольствием изучаю. Это захватывает, вызывая восторг. Я – наблюдатель и экспериментатор. В этом мире нет места другим людям. Я их не вижу и не знаю. Когда мир большой, он может быть опасным и таящим угрозу боли или смерти.  В нем есть люди. Чужие (мужчины) дают возможность «покататься». Свои (мужчины) неинтересны и «ниже» меня, потому что при взаимодействии с миром терпят поражение. Я не знаю, как им помочь.  Подруга может исчезнуть из моей жизни. Поэтому лучше изучать мир, чем дружить. Игра с другими может травмировать. Другие насмешливы, жестоки, не понимают меня. С ними нужно быть осторожней. Мама обращает на меня внимание, если мне больно и оказывает помощь, если я терплю поражение».

Старая схема апперцепции совместно с клиентом переформулируется. Новую установку ему предлагается переписывать  20 раз в день в течение  2-3 месяцев:

«Я пришла в прекрасный мир, который ждал меня с радостью, и я радуюсь этому миру. Я открыта для жизни и радости. В мире много интересных  людей. Я выбираю путь любви к себе и всем людям. Я учусь любить и быть любимой. Я открываюсь своим чувствам и открываю их миру и людям. Я радостно принимаю любые жизненные уроки. Мой выбор – полнокровная жизнь. Я легко отпускаю прошлое и освобождаюсь от старых проблем, получая радость и новые познания».

Таким образом, сопоставив концепции А.Адлера и Э.Берна, мы смогли использовать алгоритм анализа ранних детских воспоминаний, составленный в рамках концепции А.Адлера, для исследования детских воспоминаний в трансактном анализе. Такой анализ позволяет быстро выявить проблему клиента, определить его ресурсы и обозначить направления работы с ним.

 

Автор: Н.А. Романенко

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Адлер А. О нервическом характере. С./Пб. – М.: Университетская книга, 1997.

2.      Берн Э. Люди,  которые играют в игры. С./Пб.: Специальная литература, 1996.

3.      Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002.

4.      Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: Прогресс – Универс, 1993.

5.      Кашапов Р. Типология личности, или какие мы разные. М.: АСТ – Пресс-Книга, 2002.

6.      Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск: Выш. шк., 1997.

7.      Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ Сфера, 2001.

8.      Романенко Н.А. Некоторые теории личности. Схемы и алгоритмы. Алматы: ун-т «Кайнар», 2004.

9.      Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. С./Пб.: Речь, 2000.

10.  Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. С./Пб – М: Сова – ЭКСМО, 2002.