Тренинги, семинары по психологии

  
  
  

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК

 

 

Вы были ребенком?
У Вас есть собственные дети?
Вам интересна возрастная психология?
Вы работаете с детьми?

Тогда эта статья для Вас.
Здесь можнонайти ответы на вопросы о том, как развивается личность ребенка, подростка и юноши. Что происходит с психикой человека, какие изменения и через какие стадии развития она проходит. Узнать,  правильно ли идет развитие Вашего малыша или детей, с которыми Вы работаете.
Представляем Вам таблицу развития ребенка с момента рождения до 18 лет, составленную на основе замечательной книги российских психологов Слободчикова В.И. и Исаева Е.И. «Основные ступени развития субъектности человека».

Слободчиков В.И Исаев Е.И.

 


ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
(таблица авторов)

Ступени развития субъективности

Матрица возраста

Период становления событийности

Период реализации самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1.        Ступень оживления

 

Родовой кризис - становление телесности человека (- 2 мес.  +3 нед.)

Новорожденность - синтез психосоматического единства (3 нед. - 3,5 мес.)

Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)

Младенчество - синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.)

2.        Ступень одушевления

Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)

Раннее детство - синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года)

Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 г. - 3,5 г.)

Дошкольное детство - синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет)

3.        Ступень персонализации

Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет)

Отрочество - синтез субъекта деятельности (7,0 лет - 11,5 лет)

Кризис отрочества - становление субъекта социальных отношений (11,0 лет - 14,0 лет)

Юность - синтез личностного способа бытия (13,5 лет - 18,0 лет)

4.        Ступень индивидуализации

Кризис юности - становление авторства в собственной жизни (17,0 лет - 21,0 год)

Молодость - синтез субъекта социальной жизни (19,0 лет - 28,0 лет)

Кризис молодости - становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 - 33,0 года)

Взрослость - синтез уникального самобытия человека (32,0 года - 42,0 года)

5.        Ступень универсализации

Кризис взрослости - обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет - 45,0 лет)

Зрелость - синтез полноты реальной жизни (44,0 года - 60,0 лет)

Кризис зрелости - откровение Ино-бытия (55,0 лет - 65,0 лет)

Старость - душа, насыщенная жизнью (62,0 года - ....)

Кризис индивидуальной жизни

 

1 СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1.       СТУПЕНЬ ОЖИВЛЕНИЯ

ПЕРИОДЫ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОВООБРАЗОВАНИЕ

НОРМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

АНОМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

Родовой кризис - становление телесности человека (- 2 мес. - +3 нед.)

Непроизвольные рефлексы.

Обретение  индивидуальных способностей.

Ребенок активен; в основе его активности лежат прирожденные (безусловные) рефлексы: сосательный, ориентировочно пищевой, хватательный рефлекс, рефлекс шагания.

Постоянный приток новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга. Взрослый  организует атмосферу общения, устанавливает с ним связь, оформляет его поведение.

"Сенсорная изоляция" (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), развитие резко замедляется. Неудовлетворенная  потребность в доброжелательном внимании. Действия взрослого не конструктивны. Отсутствие взрослого сопровождения. Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку. Малыш слабо интересуется окружающим, не может найти себе увлекательное занятие, мало радуется, молчалив и пассивен. Капризничая выражает отчаяние.

Новорожденность - синтез психосоматического единства (3 нед. - 3,5 мес.)

Произвольные действия: крик превращается в плач, гримаса - в улыбку, хватательный рефлекс - в схватывание.

Превращение  движений в акты поведения. Комплекс оживления.

Обособление ребенка, сосредоточения: пищевое, зрительное, слуховое, двигательное и т.д., координация поведения предпосылками внутренней рефлексии ребенка. Формирование  самостоятельности и инициативности.

Построение практической программы ухода за ребенком, которая направлена на эмоционально-психологическую общность. Средство -  подстраивание поведения взрослого под те или иные органические состояния ребенка.

Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)

Осваивание  новых двигательных навыков.

Постепенно  исчезают автоматические двигательные акты и складываются произвольные формы поведения.

Интерес  ребенка к различным частям своего тела. Акт  хватания - организованное направленное действие. Преобладает жизнерадостное, благодушное настроение. Проявляет радость в присутствии других людей,  матери.

Формирование  хватания и его совершенствование в совместной деятельности с взрослым. Программа  направлена на обнаружение и подтверждение индивидуальной формы жизнедеятельности ребенка, через носителя, к которому возможно личное обращение. Программа  взрослого "уход - приход".

Младенчество - синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.)

 

Практическая  согласованность действий ребенка с действиями других.

 

Предметные  манипуляции, подражание, ползание. Желание  действовать вместе со взрослыми. Выражение  потребностей при помощи взгляда, жестов, вокализации.

Богатый двигательный репертуар, сенсомоторная координация, личная адресованность действий ребенка, требование сотрудничества, практического взаимодействия, телесная обособленность.  С посторонними людьми застенчивость и настороженность. Чувство защищенности и доверия к окружающему миру составляет фундаментальную основу.

Предмет становится посредником между ребенком и взрослым.  Программа:  подражательная  - как система скоординированных действий, состояний, схем поведения. Программа действий состоит в отождествлении: в участии в сотрудничестве, в парных играх с ребенком, в уподоблении некоторым его поведенческим формам, в выявлении, в поддержке и помощи в реализации желаемого поведения ребенка.

2 СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

2.       СТУПЕНЬ ОДУШЕВЛЕНИЯ

ПЕРИОДЫ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОВООБРАЗОВАНИЕ

НОРМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

АНОМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)

 

Подражательные и практические  действия.

Прямохождение  и автономная речь. Стремления  как отсроченные или нереализованные желания. Понимание  постоянства предмета, формируется план представлений.

Формируется структура сознания как "Мы - Они". Развитие  социального интеллекта. Оформляется  телесная обособленность, целостность, индивидуальность ребенка. Появляются страхи по поводу неожиданных впечатлений, подозрение к незнакомым взрослым. Негативизм   из-за непонимания взрослым ребенка: первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя взрослому.

Практическое  сотрудничество с взрослым, как средство социальной кооперации: в самообслуживании, в игре, прогулке, разделение ответственности за промахи и неудачи. Система отношений – признание  возможностей и самостоятельности ребенка, не запреты, а новые формы сотрудничества, основанные на предметных действиях. Взрослый должен обособляться от инфантильных форм симбиоза.

Если взрослый удовлетворяет интерес ребенка к себе, вместо того, чтобы найти ему какое-либо занятие, то это ведет к неправильному развитию, он не сможет преодолеть непосредственную связность с взрослым. Если  блокируются исследовательская инициатива, действия с предметами и т.п.  – это приводит к инфантилизации поведения ребенка: нежелание спать отдельно, просьбы к взрослому взять на руки, требование, чтобы покормили из ложечки и т.п.

Наиболее остро кризисы протекают в условиях ограничения самостоятельности ребенка со стороны взрослых. Ребенок подражает и неодобряемым формам поведения и эмоционально запоминающемуся поведению взрослых (распитие спиртного, курение, сквернословие и драка, ругань и избегание и т.п.). Все это приводит в дальнейшем к дезадаптации в школе.

Раннее детство - синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года)

Формируется  множество орудийных и предметно-практических, игровых действий. Ведущая роль в познании окружающего мира в раннем детстве принадлежит восприятию.

Выделение  собственного Я.  Гордость  за достижения и усвоение предметных действий. Развитие  субъектности, первичная самооценка. Прямохождение, бег.

 

Сознание  - "Я-действие". Освоение предмета и рефлексия способа его употребления. Речь - носитель опыта действий. Самостоятельная  познавательная и двигательная активность,  самообслуживание. Способности: целенаправленное восприятие, план представлений, наглядно-действенное мышление, фантазирование. Интерес  к другим детям, совместным играм,  инициативность.

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка, приучение к самообслуживанию, передача общественно выработанных способов употребления предметов. Взрослый - роль наставника, сотрудника, выступает как организатор, руководитель его ориентировки во все расширяющемся жизненном пространстве.

Одобрение и похвала рождают чувства гордости и собственного достоинства.

Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 года - 3,5 года)

Сюжетно-ролевая игра, как игра для Другого и в Другого.

 

Возникает  самостоятельная внутренняя жизнь.

Противоречие между "хочу" и "надо".

Самостоятельность в поведении.

Сознание: "Мы - Ты", выделение  себя из социального окружения. Кризис трех лет - разрыв между "Я сам" и "Мы вместе": негативизм,  упрямство, своеволие, протест, обесценивание, стремление к деспотизму  или ревность.   Потребность  в оценке взрослого, фантазирование.  Участие  в жизни взрослых, демонстративное выражение чувств. Сопереживание настроению близких,  переживание неуспеха в деятельности.

Помещение  между родителем и ребенком образцов  взрослого поведения, правил, норм, требований социальной жизни. Преодоление  кризиса - реализация программы: игнорирование ревности, настаивание на праве родителей принадлежать друг другу, иметь свою жизнь, отдельную от ребенка; подчеркивание неправомерности действий ребенка,  запрет вмешиваться в разговор взрослых, блокирование агрессии к другому. 

Дошкольное детство - синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет)

 

Воображаемая  деятельность, режиссерская, сюжетно-ролевая игра,  игры по правилам, творческая продуктивная деятельность, общение со сверстниками, самообслуживание.

Конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности,  принятие этических норм и формирование моральных чувств.

Чувство  долга в качестве мотива деятельности.

Сознание: "Я - источник действий, желаний, стремлений". Произвольные и управляемые процессы восприятия, памяти, внимания. Развитое воображение, наглядно-образное мышление, классификация,  решение задач в уме. Выделение  и осознание функций взрослого и собственных обязанностей. Осознание роли учителя, своей  функции – учиться. Самооценка и осознание своих переживаний.

Образцами служат сами взрослые - их поступки, взаимоотношения, поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Необходимы организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку. Тренировка  навыков поведения в коллективе в совместных играх и занятиях с другими.

 

3 СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

3.       СТУПЕНЬ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

ПЕРИОДЫ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОВООБРАЗОВАНИЕ

НОРМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

АНОМАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ

Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет)

 

Социально  значимые действия и их строго регламентированные средства достижения. Игра в школу.

Чувство  собственного достоинства, понимание своих реальных возможностей. Чувство  социальной компетентности.

 

Сознание  - представлений о себе (образ Я, самооценка). Становление  самосознания: ребенок начинает становиться личностью. Кризис семи лет: процесс уточнения границ Я; выделения ребенка из семейного окружения, его выхода из семейных "ритуалов", разрушения сложившихся "обычаев", расширения круга общения. Желание стать школьником; Познание себя в социальном качестве. Принятия ребенком учебной задачи - готовность к школьному обучению. Способность к временной самоорганизации в направлении отсроченной цели, саморегупяция в социальных контактах.

Родитель не Учитель. Его программа:основная задача обеспечить сотрудничество (отождествление) с ребенком в его деле проникновения в действительность, поддержать ребенка в приобщении к реальности, в изучении ее. Взрослый как советчик, сочувствующий и понимающий.

Родителям необходимо быть гостеприимным и дружелюбным с друзьями ребенка, Отождествляясь с ребенком в его трудностях, поисках, выборах как равный, но как старший и опытный.

Выделение  учителем "любимчиков" вносит напряжение во взаимоотношения школьников, подрывает его авторитет в глазах детей. Есть  опасность превращения учебной деятельности в деятельность, индивидуалистически направленную; при этом теряется ее общественной смысл.

Неудовлетворенность подростков отношениями взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым.

Отсутствие доверительности в общении выступает одной из причин тревожности, которую испытывают молодые люди в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.

 

Отрочество - синтез субъекта деятельности (7,0 лет - 11,5 лет)

Учебная деятельность,

Общение ученик - учитель.

Первый  осознаваемый социальный статус ребенка Школьник.

Абстрактное мышление.произвольность поведения.

Сознание  - Я-школьник. Формируются: базовые   способности теоретического сознания и мышления - анализ, планирование, рефлексия, способность сосредоточивать внимание. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение  правил.

Семья - отождествление с ребенком в его заботах и делах, уважение к его новым обязанностям.Школа выполняет функцию обособления ребенка. Учитель  учит умению учиться. Освоение теоретических знаний эффективно при сочетании с игрой, трудом, общественными делами.

Кризис отрочества - становление субъекта социальных отношений (11,0 лет-14,0 лет)

 

Построение отношений с другими людьми: общение со сверстниками, сотрудничество со взрослыми.

Половая идентификация, абстрактное мышление и расширением временной перспективы,

идентичность,  чувство взрослости.самообразование.

"Я - сознание" как рвущаяся к самовыражению реальность, не определенная личными выборами и поступками. Изменения в анатомии и физиологии, начало периода полового созревания. Тенденция к взрослости, освобождение от родительской опеки, выбор профессии, половая идентичность и идеологические установки.становлением формального интеллекта: размышления о возможностях, способность формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.

Развитие социальной зрелости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток ориентируется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Участие в труде рядом и наравне с взрослыми, при большом доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельности, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность.

Юность - синтез личностного способа бытия (13,5 лет-18,0 лет)

Учебно-профессиональная, реализующая профессиональные и личностные устремления общение со взрослыми и сверстниками.

Принятие себя - самоотождествление, самоопределение, самообразование.

Сознание «Я – автор» у меня есть "личина" (роли, маски) и духовный "Лик". Юность - завершающий этап первичной социализации. Нормой и важнейшим условием самотождественности является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее. Осознание  собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, врастание в различные сферы жизни.

Программа: Учитель, Мастер, Наставник,  Консультант, Эксперт. Помощь в самоопределении - социальном, личностном, профессиональном, духовно-практическом.

 

УДАЧИ ВАМ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ ДЕТЕЙ.

Автор статьи: Тюрина М.С.